Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность рассмотрения данной темы обусловлена совокупностью следующих факторов. Во-первых, практически каждый индивид должен эффективным образом функционировать в постоянно меняющихся жизненных условиях. При этом в числе требований в плане социально-коммуникативного развития подрастающего поколения можно назвать следующие: развитие положительной и адекватной самооценки, уважительное и понимающее отношение к другим людям, достаточный уровень развития у детей социальной и коммуникативной компетентности. Во-вторых, сегодня педагогами и психологами нередко подчеркивается, что основы социальной активности ребенка закладываются еще в период дошкольного возраста, однако интенсивное развитие данных основ начинается непосредственно с момента поступления ребенка в школу. В-третьих, в рамках внеурочной деятельности обучающиеся могут активным образом социализироваться.
Все это делает рассмотрение темы «Приемы развития социальной активности младших школьников во внеурочной деятельности» актуальным.
Целью данной работы является комплексное изучение проблемы социальной активности в младшем школьном возрасте. Данная цель реализуется путем постановки и выполнения следующих задач:
- рассмотреть понятие социальной активности и социального развития;
- изучить особенности процесса социализации в младшем школьном возрасте;
- выявить специфику внеурочной деятельности как средства социального развития младших школьников;
- определить начальный уровень социального развития детей младшего школьного возраста;
- разработать психолого-педагогические условия программу социального развития учащихся начальной школы;
- определить эффективность предложенных психолого-педагогический условий и программы социального развития младших школьников
Объект исследования – проблема социальной активности детском возраст.
Предмет исследования – особенности формирования социальной активности у детей младшего школьного возраста.
Теоретическая значимость данной работы заключается в уточнении понятия «социальная активность» и комплексном рассмотрении проблемы социального развития детей младшего школьного возраста.
Практически значимость заключается в разработке психолого-педагогических условий и программы социального развития учащихся начальной школы, которая может быть полезна школьному психологу и педагогам, работающими с младшими школьниками.
Особый вклад в раскрытие данной темы внесли такие исследователи, как Г.М. Андреева, Л.И. Божович, Р.С. Буре, И.В. Волкова, Н.Ф. Голованова, И.А. Зимняя, А.А. Калюжный, Я.Л. Коломинский, И.А. Кудаева, В.И. Куницина, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, Н.Е. Симонович, Т.Н. Счастная и др.
Методами исследования являются следующие: анализ публикаций по данной теме, метод сравнения и сопоставления, педагогический эксперимент, тест оценки социально-коммуникативной компетентности, методика «Лесенка», являющаяся модификацией методики С.Я. Рубинштейна, тест Гилфорда, а также тест по определению социального интеллекта, методика «Пословицы» (разработана С.М. Петровой), метод графического представления полученных диагностических результатов, метод логической группировки выявленной информации.
База исследования: МБОУ Школа № 78. Респондентами стали 32 учащихся вторых классов.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие «социальное развитие» в научных исследованиях
Социальная активность как особое и достаточно актуальное для современной практики и жизнедеятельности состояние индивидов стала объектом исследования ряда ученых. При этом отдельные авторы затрагивают только некоторые аспекты социальной активности. Например, A.B. Мудрик в этом отношении большое внимание уделяет проблемам гармоничного соотнесения процессов социализации непосредственно с отдельными возрастными периодами развития [16, c. 76]. Н.И. Кузьмина в этом отношении разрешение проблемы социальной уверенности детей прослеживает в проведении необходимой работы именно в учебной группе [11, c. 88].
С позиции таких зарубежных исследователей, как Э. Шартье и Ж.-П. Сартр социальное развитие – это неотъемлемый элемент успешного функционирования человека в обществе. При этом Ж.-П. Сартр склонялся к мнению, что в любом случае индивид является тем, что, собственно, он делает сам из себя. То есть данный исследователь прослеживает наличии устойчивой взаимосвязи саморазвития индивида с уровнем форсированности у него социальной активности. В свою очередь исследователь Э. Шартье при рассмотрении социального развития основной акцент делал именно на структуре его движения непосредственно к профессионально-компетентному действию. С позиции названного исследователя началом данного пути выступает состояние детство человека. При том, как конечном итого саморазвития индивида – это переход в такое состояние, когда человек становится «хозяином своей судьбы». Именно в этом прослеживается значимость процесса самореализации, а также самопознания индивида для формирование образа так называемой «компетентной личности» [Цит. по: 1, с. 98].
В исследовании Н.Е. Симонович указывается, что при процесс формирования у ребенка социальной активности и социального развития в целом тесным образом должно связывается с решением имеющихся у него межличностных проблем [22, c. 84].
При достаточном уровне сформированности у ребенка социальной активности он должен быть «готов» к социальному действию и взаимодействию. Отдельные исследователи склоняются к мысли, что социальная активность подразумевает способность индивида в плане эффективного использования личностных ресурсов и ресурсы социального окружения для достижения положительных результатов как в социальной сфере, так и своем развитии [6, c. 144].
В трактовке И.А Кудаевой под социальной активностью необходимо понимать отношения типа «Я» – общество, а также умение индивида выбрать верные социальные ориентиры, правильно выстраивать свою деятельность согласно с данными ориентирами. В отношении детей названный исследователь под социальной активностью предполагает понимать уровень адаптированности ребенка к качественному выполнению всех заданных социальных ролей [10, c. 31].
Кроме этого, указанный исследователь считает, что проявление социальной активности человека прослеживается в разных формах зрелости, то есть гражданской, духовной, и, наконец, профессиональной. Однако во всех без исключения проявлениях социальная активность являет собой ориентацию индивида на сотрудничество, на объединение усилий, на эффективное и одновременно гармоничное сочетание интересов. Данная ориентированность является устойчивой и распространяется на все области жизнедеятельности общества.
Следует указать, что важность социальной среды в процессе развития ребенка подчеркивается многими исследователями (например, Л.И. Божович, JI.C. Выготскийм, А.В. Запорожецем, А.Н. Леонтьевым, В.Н. Мясищевым, А.В. Петровским, С.Л. Рубинштейном, Д.Б. Элькониным и рядом других). Все эти исследователи ратуют за обязательную включенность ребенка в социальную среду, и осуществления с данной средой эффективного взаимодействия. Тем не менее, Л.И. Божович указывает, что пока еще недостаточно внимания уделяется организации данной среды, а также привитию ребенку такого социального опыта, который стал бы основой его последующей социальной индивидуальности [2, c. 96].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник / Г.М. Андреева. – Москва: Аспект Пресс, 2017. – 224 с. – Текст: непосредственный.
2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – 2-е изд. – Москва; Воронеж, 2017. – 188 с. – Текст: непосредственный.
3. Буре, Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в начальной школе / Р.С. Буре. – Москва: Просвещение, 2016. – 486 с.
4. Волкова, И.В. Программа формирования социальной уверенности как качества становящейся личности: учебно-методическое пособие / И.В. Волкова, Л.В. Филиппова. – Москва: МПСИ; Нижний Новгород: ННГАСУ: ГХИ, 2016. – 106 с. – Текст: непосредственный.
5. Голованова, Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема / Н.Ф. Голованова. – Санкт-Петербург: Спец. лит., 2017. – 216 с. – Текст: непосредственный.
6. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник / И.А. Зимняя. – Москва: «Логос», 2017. – 342 с. – Текст: непосредственный.
7. Калюжный, А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников/ А.А. Калюжный. – Москва: Академия, 2015. – 188 с. – Текст: непосредственный.
8. Колесникова, Т.А. Педагогические условия формирования социальности младших школьников во внеурочной деятельности / Т.А. Колесникова // Гуманитарные науки. 2018. – № 1. – С.160-167. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-sotsialnosti-mladshih-shkolnikov-vo-vneurochnoy-deyatelnosti (дата обращения: 21.04.2024). – Текст: электронный.
9. Коломинский, Я.Л. Психологическая культура детства / Я.Л. Коломинский, О.В. Стрелкова. – Москва: Высш. шк., 2015. – 312 с. – Текст: непосредственный.
10. Кудаева, И.А. Освоение социального опыта в образовательном процессе / И.А. Кудаева. – Саранск, 2017. – 244 с. – Текст: непосредственный.
11. Кузьмина, Н.И. Дошкольник и младший школьник: проблемы воспитания и образования / Н.И. Кузьмина. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2015. – 284 с. – Текст: непосредственный.
12. Куницина, В.И. Социально-эмоциональное развитие дошкольника / В.И. Куницина. – Москва: Вече, 2017. – 164 с. – Текст: непосредственный.
13. Лисина, М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное / М.И. Лисина. – Текст: непосредственный // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. – Москва: Просвещение, 2016. – С. 80 – 87.
14. Марьенко, И.С. Нравственное становление личности школьника / И.С. Марьенко. – Москва: Просвещение, 2016. – 214 с. – Текст: непосредственный.
15. Молостова, Н.Ю. Общие подходы к изучению социальной уверенности в зарубежных и отечественных психолого-педагогических исследованиях / Н.Ю. Молостова. – Текст: непосредственный // Инициативы XXI века. – 2015. – № 1. – С. 68-70.
16. Мудрик, А.В. Развитие эмоций дошкольников / А.В. Мудрик. – Москва: АТС, 2016. – 288 с. – Текст: непосредственный.
17. Организация внеурочной деятельности в начальной школе: учеб. пособие / Т.А. Колесникова, З.У. Колокольникова, О.Б. Лобанова, Т.В. Газизова, И.А. Власова. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2019. – 144 с. – Текст: непосредственный.
18. Прищепа, С.С. Внеурочная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников / С.С. Прищепа, А.А. Начкина. – Текст: электронный // Молодой ученый. – 2021. – № 48 (390). – С. 438-440. – URL: https://moluch.ru/archive/390/86096/ (дата обращения: 22.01.2023).
19. Провоторова, В.П. Нравственное развитие младших школьников во внеучебной деятельности / В.П. Провоторова. – Текст: непосредственный // Начальная школа. – 2011. – № 1. – С. 51-53.
20. Прокофьев, А.В. Мораль индивидуального совершенствования и общественная мораль: Исследование неоднородности нравственных феноменов / А.В. Прокофьев. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2016. – 210 с. – Текст: непосредственный.
21. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание / С.Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург: Питер, 2017. – 644 с. – Текст: непосредственный.
22. Симонович, Н.Е. Социальное самочувствие и технологии его исследования в современной России / Н.Е. Симонович. – Москва, 2016. – 282 с. – Текст: непосредственный.
23. Сорокоумова, Е.А. Психология самопознания как научная основа развития субъектов обучения / Е.А. Сорокоумова. – Москва: Академия, 2016. – 344 с. – Текст: непосредственный.
24. Счастная, Т.Н. Особенности взаимосвязи нравственной нормативности и отношений межличностной значимости у детей младшего школьного возраста / Т.Н. Счастная, Н.А. Байковская. – Текст: непосредственный // Вестник МГОУ. Сер. «Психологические науки». – 2016. – №2. – С. 5-9.
25. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки РФ. – Москва: Просвещение, 2021. – 31 с. – Текст: непосредственный.